С 20 августа по 25 сентября Госавтоинспекция республики совместно с Министерством образования проведет профилактическое мероприятие «Внимание – дети!».
Приближается новый учебный год. Этого события с волнением ожидают дети, родители, педагоги и, конечно, сотрудники Госавтоинспекции. Все, так или иначе, готовятся к началу школьных занятий.
1 сентября тысячи детей отправятся одновременно в школы, а это значит, что маленьких пешеходов на улицах населенных пунктов станет в разы больше. А это, в свою очередь, увеличит риск дорожных происшествий, ведь за время каникул школьники отвыкли от интенсивного движения, подзабыли привычные безопасные маршруты.
Уже летом Госавтоинспекция начала готовиться к началу учебного года, организуя проверки дорожных условий вблизи образовательных организаций, устранение ранее выявленных недостатков и исполнение выданных предписаний дорожным и коммунальным службам. 1 сентября вблизи школ будут выставлены дополнительные патрули ГИБДД, инспекторы пойдут в школы, будут встречаться с детьми и родителями. Будет усилен и надзор за дорожным движением на линии по соблюдению правил перевозки детей (ведь тысячи детей к месту учебы повезут родители на автомобилях), недопущению нарушений водителями правил проезда пешеходных переходов, особенно там, где близко расположены школы, и в местах массового притяжения несовершеннолетних.
За 7 месяцев 2016 года на территории республики зарегистрировано 77 ДТП с участием детей и подростков до 16 лет (или 12% (2015г.- 85 или 15,1%) от общего количества ДТП в республике), в результате которых погибли 4 (2) и получили травмы 78 (92) несовершеннолетних участников движения.
Рост дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних зарегистрирован в Якутске, Нерюнгринском, Ленском, Хангаласском, Томпонском, Вилюйском, Верхоянском, Верхнеколымском, Намском и Чурапчинском районах. Рост по тяжести последствий допущен в г. Якутске и Ленском районе.
Всего в результате несоблюдения детьми ПДД произошло 11 автоаварий или 14% от общего числа происшествий, в которых погибли или пострадали дети. Таким образом, 86 % таких происшествий – на совести взрослых. Отметим, что все четверо погибших детей получили смертельные травмы также по вине взрослых.
Статистика ДТП свидетельствует, что родители порой сами подталкивают – вольно или невольно — детей к нарушениям, которые приводят к автоавариям. Прежде всего, здесь следует отметить родителей, которые приобретают детям мото- и велотехнику, при этом не заботясь о соблюдении ПДД (прежде всего – в плане возрастных ограничений для данных категорий участников дорожного движения).
Так, к примеру 20 июня с. Сунтар 13-летний ученик Сунтарской школы №1, управляя мопедом «Orion 50», совершил наезд на лошадь. В результате дорожно-транспортного происшествия подросток был госпитализирован в хирургическое отделение ГБУ Сунтарской ЦРБ с переломами и ушибами. Родители несовершеннолетнего сами приобрели мопед и разрешали сыну им управлять, при этом осознавая и степень своей ответственности, и уровень опасности для ребенка. Материалы в отношении родителей направлены в ПДН для привлечения их к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ.
С начала года на территории республики зарегистрировано порядка 10 подобных случаев травмирования несовершеннолетних водителей мототранспорта.
Нередки случаи, когда дети получают травмы, находясь, с точки зрения родителей, в относительной безопасности- во дворе дома. Между тем, статистика свидетельствует, что дворовая территория может быть не менее опасна, чем проезжая часть.
31 мая в столице республике были зарегистрированы сразу 2 наезда на несовершеннолетних на дворовых территориях: во дворе дома № 9 по ул. Пояркова водитель автомашины «Тойота Гая» наехал на 8-летнего мальчика, который гулял вместе с сестрой, и во дворе жилого дома № 32/2 по ул. Петровского, где водитель а/м «Тойоты Ками» совершил наезд на 6-летнего ребенка, также находившегося без присмотра взрослых.
21 июня в 14 часов 40 минут в дежурную часть Госавтоинспекции г. Якутска поступила информация о наезде на ребенка во дворе дома № 27/1 по ул. Б. Чижика. Было установлено, что водитель автомашины «Тойота Пробокс», двигаясь по дворовой территории, совершил наезд на 5-летнего мальчика, который бежал с игровой площадки домой. Бригадой скорой помощи ребенок был доставлен в больницу. Мальчик гулял во дворе дома один, без сопровождения взрослого.
Прогулки малышей вблизи проезжей части допустимы исключительно в сопровождении взрослых, а какие-либо игры вообще должны быть под запретом. Даже во дворе необходимо быть внимательными и помнить, что движущееся транспортное средство мгновенно не остановишь.
Часто родители отпускают детей одних кататься на велосипеде, считая, что ничего страшного произойти не должно. Это в корне неверная мысль: даже при простом падении с велосипеда ребенок уже получает серьезные травмы, а что уж говорить, если происходит ДТП с участием велосипедиста и его транспортного средства… Взрослым, кому не безразлично здоровье и жизнь юного велосипедиста, важно озаботиться специальной экипировкой – шлемом, наколенниками, налокотниками и т.д. Сам велосипедист обязательно должен быть оснащен светоотражающими элементами (катафотами), иметь звуковой сигнал и исправные тормоза. Важно помнить: велосипедистам до семи лет запрещен выезд даже на тротуар, ну а по проезжей части разрешается движение только велосипедистам старше 14-летнего возраста. Но в Якутске Госавтоинспекция вообще не рекомендует, даже по достижении этого возраста ,выезжать детям на дорогу – слишком опасно, у нас нет для этого условий.
Особая проблема – нарушение правил перевозки несовершеннолетних. Все родители и другие взрослые уже давно знают, что перевозить юных пассажиров до 12 лет необходимо с помощью детских удерживающих устройств. Однако соблюдают это требование безопасности далеко не всегда.
30 мая на ул. Дзержинского в г. Якутске водитель автомашины УАЗ-31514 при движении транспортного средства допустил самопроизвольное открытие задней двери, в результате чего 5-летняя девочка, находящаяся на заднем пассажирском сидении выпала на проезжую часть дороги. С места происшествия бригада скорой помощи доставила ее в медицинское учреждение, где врачи обнаружили серьезные травмы головы и ушибы, после чего госпитализировали ребенка.
59-летний водитель УАЗа пояснил, что его 5-летняя внучка, сидящая на заднем пассажирском сидении, не была пристегнута при помощи детского удерживающего устройства. Во время движения ребенок самостоятельно открыл ручку правой задней двери. Дедушка заметил отсутствие маленького пассажира в салоне транспортного средства только после того, как проехал несколько сотен метров от места падения.
30 мая ночью в Хангаласском районе произошло опрокидывание автомашины TOYOTA IPSUM на 74 км. трассы Якутск –В.Бестях. За рулем иномарки находилась молодая женщина, а также ее 3-х летний сын. Ребенок перевозился без детского автокресла, а мать, как показало освидетельствование, находилась в состоянии опьянения. К тому же она не имеет прав, однако, несмотря на целый «букет» нарушений села за руль и совершила ДТП. Ребенок был травмирован, но к счастью остался жив.
А вот в другом случае все закончилось куда более трагично.
11 июня в п. Кангалассы водитель-женщина 1987г.р., управляя автомашиной Тойота Приус, не справилась с управлением и допустила опрокидывание автомашины. В результате пассажирка- 10-летняя дочь водителя получила смертельную травму, также пострадал и еще один несовершеннолетний пассажир – 3-летний сын женщины. Оба ребенка перевозились без детских удерживающих устройств, а их мать находилась за рулем в состоянии алкогольного опьянения.
При надзоре за дорожным движением за 7 месяцев 2016 года более 4 тысяч водителей привлечены сотрудниками ГИБДД к административной ответственности за нарушение правил перевозки детей.
Насколько безопасно начнется учебный год, зависит не только от сотрудников Госавтоинспекции. Каждый родитель , педагог, взрослый должен уделить свое внимание безопасности маленьких пешеходов и пассажиров. Напоминать основные пункты ПДД, прививать навыки безопасного поведения, не проходить мимо нарушений, допускаемых детьми на дороге, сами быть примером законопослушного участника движения, обеспечить соблюдение правил при перевозке детей.