В России будут делать подгузники из мха
25/06/2017
Когда еда во вред
25/06/2017

Правильное питание в детском и подростковом возрасте определяет здоровье человека на протяжении всей его последующей жизни.  Как правильно кормить школьника? Об этом рассказывает кандидат медицинских наук, руководитель Центра питания НИИ здоровья СВФУ, главный диетолог Минздрава РС(Я) Ульяна Михайловна Лебедева.

От 7 до 18 лет, который ребенок проводит в школе, приходится наиболее интенсивный рост организма, завершается формирование скелета и изменяется масса тела, происходят изменения в нервно-психической сфере. Поэтому питание в этих возрастных группах должно быть направлено на обеспечение гармоничного роста и развития организма, ведь в этот период организм ребенка претерпевает кардинальные изменения.

К тому же стол северянина отличается от рациона жителя другого, более теплого региона. Так, потребность в энергии для населения районов Севера в среднем превышает величину рекомендуемой калорийности для населения Центрального района на 10%, тогда как потребность в белках и углеводах примерно одинакова. Помимо этого, в условиях воздействия низких температур у северян выработался специфический белко-липидный тип обмена веществ. Базовым продуктом традиционной якутской кухни является мясо, прежде всего, жеребятина, а у малочисленных народов Севера – оленина. Но на сегодняшний день традиционное потребление этих продуктов существенно сократилось, что привело к резкому нарушению установившихся механизмов метаболизма, а это, конечно же, отражается на здоровье.

Питание должно соответствовать возрастным особенностям младших школьников и подростков. Тем не менее, несмотря на существенные количественные различия, а также различия в рекомендуемой кулинарной обработке продуктов для детей различного возраста, можно сформулировать общие принципы рационального сбалансированного питания.

Считаем калории

Первый принцип: энергетическая ценность рациона должна соответствовать энергозатратам детей (табл.1).

Таблица 1

Нормы физиологических потребностей в энергии для детей и подростков РФ

Среднесуточные нормы физиологических потребностей в энергии для детей

Энергия, ккал

Возраст, годы

6

7-10

11-13

14-17

школьники

мальчики

девочки

юноши

девушки

2000

2350

2750

2500

3000

2600

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ – Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08 от 18.12.2008 г.

Держим баланс

 Следующий принцип заключается в сбалансированности рациона. Попросту говоря, организм ребенка должен получать все необходимые вещества, витамины и минералы. Так, белковой пищи должно быть в пределах 10-15 %,  жиров – не более 30%, углеводов – 50-55%.

Разнообразие!

Максимальное разнообразие рациона является основным условием сбалансированности. Рацион школьников должен включать все основные группы продуктов: мясо и мясопродукты – источники полноценных белков, легкоусвояемого железа, цинка, витаминов группы В;

рыбу и рыбопродукты, которые также являются источниками полноценного белка, легкоусвояемых жиров, богатых витаминами, более того, уникальный состав жира и мяса холодноводных рыб отличается высоким содержанием полиненасыщенных жирных кислот;

молоко и молочные продукты, которые ценятся наличием полноценного белка, молочного сахара, минеральных солей, витаминов А, В1, В2, РР, D, Е;

овощи, фрукты и ягоды, служащие практически единственным источником витамина С и бета-каротина, биофлавоноидов, к числу которых относится витамин Р, и одним из источников фолиевой кислоты и пищевых волокон;

хлеб и хлебобулочные изделия, (крупы, макаронные изделия и бобовые), богатые практически всеми основными пищевыми веществами – белки, жиры, углеводы, некоторые витамины (В1, В2, РР), минеральные соли (магния, железа, селена и др.), растительные волокна;

сахар и кондитерские изделия (сахар, шоколад, конфеты, печенья, пирожные, торты и др.) – источники легкоусвояемых углеводов, но они либо вовсе не содержат, либо содержат в небольшом количестве белки, витамины, минеральные вещества;

яйцо – источник белка и ряда других важных нутриентов (жир, в том числе лецитин, необходимый организму как строительный материал для обновления поврежденных клеток и являющийся мощным антиоксидантом, витамины А, В12), но, несмотря на значительную ценность яиц, следует указать на высокое содержание в них холестерина – одного из факторов риска развития атеросклероза в зрелом и пожилом возрастах, к тому же яйца, как и рыба, входят в группу носителей облигатных аллергенов;

пищевые жиры – группа продуктов, служащие источником целого ряда пищевых веществ, в том числе незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, витаминов А, Е, D и являющиеся необходимым компонентом в формировании вкуса и аромата блюд в процессе их приготовления.

Соблюдаем режим

Прием пищи, как в школе, так и дома, должен проводиться в одно и то же время с интервалами не менее трех-трех с половиной часов и не более четырех-четырех с половиной. Институтом питания РАМН рекомендованы следующие режимы питания (табл.2). Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от времени посещения дополнительных занятий, спортивных секций, кружков по интересам и пр. однако, надо всегда стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в определенное время.

Таблица 2

Типовые режимы питания детей и подростков в первую и вторую смены образовательного процесса

Смена

Часы

приема пищи

Вид и место питания

Энергетическая ценность к суточному рациону, в %

Первая 7.30-8.00 Завтрак дома 20
10.00-11.00 Горячий завтрак в школе 25
12.00-13.00 Обед дома или в школе 35
19.00-19.30 Ужин дома 20
Вторая 8.00-8.30 Завтрак дома 20
12.30-13.00 Обед дома (перед уходом в школу) 35
16.00-16.30 Горячее питание в школе 25
19.30-20.00 Ужин дома 20

Школьное питание должно быть щадящим и по способу приготовления (ограничение жареных блюд) и по химическому составу (ограничение синтетических добавок, соли, специй и др.). То есть, при готовке блюд для детей нужно стараться максимально сохранить полезность продуктов. Например, свежие, тщательно промытые овощи и фрукты стараться давать без термической обработки, не уваривать овощи, а первые и вторые блюда подавать только свежеприготовленными.

Учитываем индивидуальные особенности

Все дети разные, поэтому обязательно надо учитывать индивидуальные особенности, в том числе вкусовые предпочтения и непереносимость ими отдельных продуктов и блюд. Не стоит настаивать на своем только из соображений полезности продукта. То, что полезно одному, другому может даже навредить. Поэтому будьте внимательны к своим детям, наблюдайте за ними и старайтесь кормить ребенка «его» пищей, но разнообразно.

Соблюдаем гигиену

Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания – один из основополагающих принципов здорового питания. При хранении продуктов, приготовлении блюд и даже подаче на стол соблюдайте все санитарные требования. Продукты, используемые в школьном питании, должны пройти гигиеническую экспертизу в установленном порядке и иметь соответствующие разрешительные документы: нормативные или технические и гигиенические. Сырье, из которого приготавливается продукция, должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (СанПиН 2.3.2.1078-01). Питание детей в организованных коллективах должно находиться под постоянным контролем со стороны медицинских работников и включает в себя ряд последовательных этапов.

Запоминаем

Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности в энергии соответственно, а по содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.

В идеале, если ребенок учится с первой смены, завтрак у него должен быть перед уходом в школу, второй завтрак в школе (в 10-11 час.), обязательно горячий обед (дома или в школе), и ужин, не позднее, чем за два часа до сна.

Продукты, используемые в школьном питании должны пройти гигиеническую экспертизу в установленном порядке. Родителям же следует внимательно относиться к качеству продуктов, покупаемых для детей.

Питание школьников должно быть щадящим, как по способу приготовления, так и по своему химическому составу.

Опубликовано в журнале «Ангел в ладошке» (ноябрь 2013)

ЛЕБЕДЕВА У.М. еда для щкольника

Пожертвовать