IV Республиканский слет приемных семей «Будем вместе» прошел 24-25 октября 2018 г. в г.Якутске в Общественном Центре. В этом году Слет собрал 96 человек, из них 31 приемный родитель из Амгинского, Чурапчинского, Горного, Вилюйского, Олекминского, Булунского, Усть-Алданского, Мегино-Кангаласского, Хангаласского, Намского районов и г.Якутска.  Организаторами слета выступили: Международный детский фонд «Дети Саха-Азия», МБУ «Мохсоголлохский Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» МР «Хангаласский улус» РС (Я) и ГБУ РС (Я) «Методический Центр организации социального обслуживания».

Слет был проведен с целью популяризации, развития и укрепления института приемных семей как эффективной и перспективной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особенностью слета этого года стал круглый стол «Диалог   приемных родителей с органами государственной власти», который прошел в первый день и вызвал неподдельный интерес участников и гостей.  Круглый стол открыл директор ГБУ РС (Я) «МЦПД» Василий  Ильин с докладом на тему «Правонарушения среди воспитанников центра помощи детям: проблема, пути их решения». С докладом на тему: «Функционирование приемной семьи на территории ГО «город Якутск», как правого института семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, проблемы и предлагаемые пути их решения» выступила начальник Отдела опеки и попечительства ОА «Города Якутска» Людмила Танцура. Директор МБУ МЦОСО Антонина Аммосова представила участникам Слета «Анализ отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью».  С обзором преступлений, совершенных детьми и в отношении несовершеннолетних  на территории республики Саха (Якутия)  выступил первый заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по РС(Я) Николай Алексеев. Предложения, выдвинутые Следственным управлением СК РФ по РС(Я) вошли в резолюцию круглого стола, которая по итогам слета была направлена органам государственной власти и местного самоуправления, различным организациям Республики Саха (Якутия). Представители государственных органов выслушали выступления  приемных родителей Алексея Сидорова и Ольги Тимофеевой из г.Якутск, Саины Григорьевой из Усть-Алданского района, а также председателя Ассоциации приемных семей РС(Я) Надежды Корякиной. Выступающими были подняты волнующие их вопросы и озвучены обобщенные проблемы, с которыми сталкиваются приемные семьи. На поступившие вопросы дали ответы представители государственных органов — первый заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по РС(Я) Николай Алексеев, уполномоченный по правам ребенка в РС(Я) Анна Соловьева, заместитель начальника ПДН МВД по РС(Я) Оксана  Звержеева,  заместитель министра по делам молодежи и социальным коммуникациям РС(Я) Любовь Клюкина, начальник Департамента Опеки и попечительства МТиСР РС(Я) Анастасия Аккуратова и начальник Отдела опеки и попечительства ОА ГО «город Якутск» Людмила Танцура.

Во второй половине дня для приемных родителей были проведены тренинги по девиантному поведению детей психологами Центра социально-психологической поддержки семьи и молодежи и Детско-семейного центра при Республиканском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. В завершении первого дня участники слета приемных семей «Будем вместе» посетили благотворительный мюзикл «История, делающая мир добрее», организованный в рамках 25-летия МДФ «Дети Саха-Азия». Второй день у участников слета начался с тренинга по профилактике возвратов детей из приемных семей. Лекторий по самовольному уходу детей из дома, который провела заведующая кабинетом медико-социальной помощи ГКУ РС (Я) Управления здравоохранения г. Якутска, врач-психотерапевт Тамара Рудых, вызвал большой интерес присутствующих. В рамках слета для специалистов Центров помощи детям и представителей районных Отделов опек был проведен импровизированный круглый стол с представителями Федеральной службы судебных приставов и Управления министерства юстиции РФ по РС(Я) по вопросам выплат детям и семьям, алиментных обязательствах, установлении гражданства и др. В завершении слета состоялось публичное представление и обсуждение системы мониторинга и оценки программы МДФ «Дети Саха-Азия» “Будем вместе».

Итогом данного Слёта стала резолюция, направленная органам государственной власти и местного самоуправления, различным организациям Республики Саха (Якутия), в том числе Государственному собранию (Ил Тумэн), поскольку поднятые вопросы требуют решения на законодательном уровне.

IV Республиканский слет приемных семей «Будем вместе» 24-26 октября 2018г.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Круглого стола «Диалог приемных родителей с органами государственной власти», состоявшегося в рамках IV-го республиканского слета приемных семей «Будем вместе».

Участниками Слета отмечена важность становления традиции ежегодного проведения Слета.

Слет проводился в целях повышения знаний и компетенций приемных родителей и специалистов служб сопровождения замещающих семей центров помощи детям.

Для достижения этих целей на Слете обеспечено решение следующих задач:

  • обсуждение с органами власти проблем приемных семей и детей-сирот;
  • возможность общения и обмена опытом приемных семей по вопросам семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
  • повышение уровня знаний участников Слёта по профилактике самовольных уходов детей;
  • помощь приёмным родителям в осознании видов и проблем отклоняющегося поведения, выработка навыков защитного поведения для нормального воспитания и развития приемных детей.

Слет проведен по утвержденной Организаторами программе по актуальным вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эта программа позволила конструктивным образом провести взаимоувязанный набор из порядка 14 мероприятий, включая Круглый стол «Диалог   приемных родителей с органами государственной власти», тренинги по девиантному поведению детей и по профилактике возвратов детей из приемных семей, лекторий по самовольному уходу детей из дома, обсуждение сложных вопросов работы органов опеки и попечительства, встречи директоров центров помощи детям-сиротам с министром труда и социального развития, посещения благотворительного мюзикла «История, делающая мир добрее», представление и обсуждение системы мониторинга и оценки программы «Будем вместе» МДФ «Дети Саха-Азия» и др.

Речь на Круглом столе явно шла о нечто большем, чем только обмен опытом и обсуждение проблем отклоняющегося поведения, выработка навыков защитного поведения для нормального воспитания и развития приемных детей. Говорилось о сложившейся системе социальной поддержки семьи и детства, профилактики отказов от детей, об отсутствии:

  • единой межведомственной модели выявления и учета семей группы «риска» по отказу от ребенка для проведения эффективной профилактической работы,
  • достаточного нормативного обеспечения,
  • стандартов работы с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей,
  • программы профессиональной подготовки кадров для оказания квалифицированной помощи в сфере профилактики социального сиротства,
  • слабо развитого сопровождения замещающих (опекунских, приемных) семей.

Приемная семья как правовой семейный институт является относительно новой формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, впервые предусмотренной СК РФ. Помимо норм СК РФ деятельность приемных семей регулировалась ранее Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829. Однако, впоследствии Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» изменения были внесены в соответствующие нормы СК РФ, а Положение о приемной семье было отменено в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Приемная семья возникает на основании специального договора о приемной семье, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. Таким образом, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

По данным Министерства труда и социального развития РС (Я) на октябрь 2018 года в 8 центрах помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в 2-х коррекционных школах, Городском доме ребенка, ДПНИ и реабилитационных центрах находится 579 детей. На 1 июля 2018 года в республике есть 232 приемных семьи, в них воспитывается 642 ребенка.

На территории городского округа «город Якутск» проживает 80 675 детского населения в возрасте от 0 до 18 лет. Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 0 до 23 лет, — 1948, из них: до 18 лет – 770, (всего под опекой и попечительством без статуса-150), итого 920 детей. В 19 приемных семьях проживает 62 ребенка; от 18 до 23 лет – 512 лиц. На семейной форме устройства (опека, попечительство, приемные семьи и усыновление) –1 020 детей. В специализированных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и образовательных — 96 детей. Всего 1406 детей, из них 116 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обеспечены жилыми помещениями в г. Якутске 607 лиц. Получили жилые помещения в 2017 году на территории ГО «город Якутск» 62 гражданина, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выявлено 137 детей, оставшихся без попечения родителей, все устроены.

Усыновленных детей, подлежащих контролю со стороны ООиП в течении трех лет – 167. Всего за девять месяцев усыновлено (удочерено) – 44, из них детей, оставшихся без попечения родителей – 31, отчимом (мачехой) — 14, международных усыновлений — 3 (Италия, Испания), отмена усыновления -2; установление отцовства-1.

Анализ показывает, что увеличивается количество детей, которые передаются гражданам под опеку, попечительство. Этот процесс связан с социальной незащищенностью семей, алкоголизацией общества, проблемами трудоустройства граждан, не решенными семейными вопросами, не обустроенностью быта, с плохими жилищными условиями, миграцией населения из районов и др.

38 семей состоит на сопровождении по вопросам профилактики в службе сопровождения центра «Берегиня».

Идет большая миграция населения, в город Якутск приезжают неблагополучные семьи, которые живут по разным адресам и квартирам, порой не представляется возможным их вычислить. В основном они дают рост семей СОП, правонарушения и преступность. Это касается и несовершеннолетних. КДН, органы опеки и другие структуры профилактики районов и городов Республики не ставят в известность о перемене места жительства указанных категорий. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на праздничные и порой выходные дни отправляют детей к родственникам в город Якутск, не извещая Отдел опеки и попечительства г.Якутска. Об этом становится известно по факту, когда ребенок совершает правонарушения.

Участники Круглого стола в ходе своей работы обращались к опыту работы с приемными семьями в других регионах, выделили проблемы на пути развития института приемных семей в республике и предлагали:

  1. создание единой межведомственной модели выявления и учета приемных семей группы «риска» по отказу от ребенка;
  2. разработать нормативное обеспечение в рамках единой программы научно обоснованных и своевременно предпринимаемых действий: стандарты работы с семьями, программа профессиональной подготовки кадров для оказания квалифицированной помощи приемным родителям;
  3. разработать Концепцию профилактики отказов от детей;
  4. подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, в том числе специалистов на основе межпрофессионального, междисциплинарного подхода;
  5. привлечение общественных организаций, благотворительных фондов, бизнес-структур к участию в реализации социально значимых проектов, направленных на профилактику отказов от детей;
  6. развитие добровольческого движения как способа социализации детей в семье;
  7. освещение средствами массовой информации положительного образа приемной семьи, ее традиций, ценностей, освещение проблем отказов от детей, сокращение демонстрации насилия, жестокости и бездуховности;
  8. организовывать профессиональную помощь и сопровождение приемных семей командой специалистов: юристов, медиков, психологов, педагогов;
  9. проводить углублённую диагностику как родителей, так и детей на предмет совместимости и определения психологических особенностей;
  10. увеличить штатные единицы специалистов отдела опеки и попечительства согласно рекомендаций законодательства 1 специалист на 2 000 детского населения в возрасте от 0 до 18 лет на территории ГО «город Якутск» (государственные полномочия РС(Я));
  11. предусмотреть в Отделе дополнительные штатные единицы по работе с лицами категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 лет до 23 лет и выше;
  12. создать на территории ГО «город Якутск» сеть приютов, кризисных и реабилитационных центров с профессиональными службами сопровождения (1 центр — на 8 000 тысяч населения);
  13. открыть Социальные гостиницы и социальные дома для временного пребывания и реабилитации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, семей, находящихся в социально-опасном положении. Обратить внимание на создание частных приютов, социальных гостиниц;
  14. предусмотреть и обеспечить Управления административных округов и пригороды ГО «город Якутск» штатными единицами специалистов по работе с детьми и семьями;
  15. Управлению социальной защиты населения создать профессиональные социальные службы сопровождения и патронирования семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, разработать проект нормативного правового акта;
  16. решить вопрос со здравоохранением г. Якутска согласно законодательства об обязательном первичном помещении в лечебное учреждение детей, выявленных и доставленных полицией, органами опеки и попечительства, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав из семей для проведения первичных медицинских профилактических мер и возможно необходимого лечения с последующим переводом с медицинскими рекомендациями в реабилитационный Центр для несовершеннолетних для проведения дальнейшей реабилитационной работы. Предусмотреть при лечебном учреждении специальные палаты и обслуживание с дополнительным финансированием. Рассмотреть решение данного вопроса на уровне Министерства здравоохранения для создания такого направления работы в целом по РС (Я).

Практически во многих регионах России в решении и финансировании всех этих вопросов участвует региональные органы власти, которые создают свои центры, приюты, вводят доплаты опекунам, попечителям, дополнительные социальные льготы из бюджета местного самоуправления. У нас этот вопрос практически не решается на протяжении длительного периода.

Подводя итоги Круглого стола, его участники отметили необходимость совместных усилий органов государственной власти, муниципальных образований, различных организаций и специалистов органов опеки и попечительства, центров помощи детям, реабилитационным центрам в целях решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и приемных семей для решения имеющихся нерешенных вопросов.

Обобщая вышесказанное, участники Круглого стола обращаются к органам государственной власти и местного самоуправления, различным организациям Республики Саха (Якутия) со следующими предложениями:

  1. Государственному собранию (Ил Тумэн) РС(Я):

1.1. организовать парламентские слушания по актуальным вопросам и льготам приемным семьям:

а.    по оплате труда каждому приемному родителю на основании Трудового кодекса РФ по трудовому договору со всеми социальными и пенсионными льготами;

б.  по предоставлению скидок на оплату коммунальных услуг в размере 30%;

в. выделение денежных средств на медицинское обеспечение приемных семей медикаментами и диспансеризацию приемных родителей;

г.   по предоставлению льгот на проезд в городском и муниципальном транспорте, кроме такси;

д. приравнивание приемной семьи, имеющей пять и более детей, по всем льготам к многодетной семье;

е. предусмотреть приемным родителям оплату сопровождения приемных детей на санаторно-курортное лечение и оздоровление по Российской Федерации.

1.2. внести изменения в законодательство РС (Я) в части увеличения штатного расписания численности специалистов Отдела опеки и попечительства Окружной администрации города Якутска исходя из количества городского детского населения 2000 на одну штатную единицу специалиста и 1 500 сельского детского населения.

  1. Правительству Республики Саха (Якутия) рекомендовать:

—  в целях обеспечения надлежащей защиты и восстановления прав несовершеннолетних, пострадавших от насильственных преступлений, осуществлять дальнейшую деятельность по развитию Мобильной кризисной службы по оказанию комплексной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, и их семьям, созданную 04.09.2014 распоряжением Правительства РС(Я) №992-р при Государственном бюджетном учреждении РС(Я) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи».

Срок — постоянно;

— проанализировать эффективность реализации Государственной программы «Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2018 — 2022 годы» в части профилактики преступности несовершеннолетних, так как основными причинами совершения преступлений несовершеннолетними является снижение ответственности родителей, неблагополучие психологического климата в семьях, отчуждение родителей от обязанностей по воспитанию детей, пьянство, конфликтность, жестокость, что также является причиной социального сиротства.

С учетом результатов анализа внести предложения по изменению указанной

программы в целях привлечения участия в ней общественных организаций, средств

массовой информации.

Срок — 1 полугодие 2019 года.

  1. Главам муниципальных образований Республики Саха (Якутия) рекомендовать:

а. рассмотреть вопрос о включении в муниципальные программы предоставление мер поддержки жителям при создании приемной семьи; создать информационный раздел на официальном сайте муниципального образования, раскрывающий информацию о поддержке детей-сирот и замещающих (приемных) семей, а также информационный раздел «В помощь замещающим (приемным) семьям»;

б. решить вопрос бесплатного (льготного) питания детей из приемных семей, включая кровных;

в. рассмотреть вопрос о создании служб по сопровождению замещающих семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации для оказания своевременной помощи (психолого-педагогической, юридической, социальной) в целях предотвращения социального и вторичного сиротства;

г. предусмотреть систему повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства, служб сопровождения семей;

д. проведение на муниципальном уровне комплексных мероприятий по профилактике вторичного сиротства и развитию форм семейного устройства.

  1. Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) рекомендовать:

а. разработать нормативное обеспечение в рамках единой программы научно обоснованных и своевременно предпринимаемых действий: стандарты работы с семьями,

б. запланировать систему повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства, служб сопровождения, кадров для оказания квалифицированной помощи приемным родителям;

в. рассмотреть вопрос об обязательном прохождении Школы приемных родителей для кандидатов в замещающие родители из числа близких родственников (бабушек, дедушек, родных совершеннолетних братьев и сестер, мачех и отчимов) и замещающих семей до вступления в законную силу ФЗ -351;

г. решить вопрос с расширением РСРЦН, так как имеющегося количества мест для помещения несовершеннолетних постоянно не хватает, приходится изыскивать все варианты временного помещения детей с последующим переводом в РСРЦН.

д. создать профессиональные службы сопровождения с патронатными воспитателями, работающими внутри семьи без изымания ребенка из кровной семьи, семей, попавших в сложную жизненную ситуацию и находящихся в социально-опасной обстановке.

  1. ГБУ РС (Я) «Методический центр организации социального обслуживания»:

а. провести обучающие семинары специалистам Школы приемных родителей в муниципальных образованиях по программам сопровождения семей, принявших на воспитание сиблингов, ребенка (детей) подросткового возраста;

б. разработать методическое руководство для специалистов по сопровождению детей, особых категорий детей.

  1. Ассоциации приемных семей Республики Саха (Якутия) постоянно проводить информационную работу об организациях, оказывающих помощь семьям.
  2. Средствам массовой информации РС(Я):

в целях популяризации, создания позитивного имиджа семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропаганды семейных форм устройства детей-сирот, оказывать содействие в выделении эфирного времени, в публикации в печатных изданиях, а также подготовке социальных видеороликов и статей, заинтересованным ведомствам, учреждениям, общественным организациям.

Срок — постоянно.

 

Данный документ разработан совместными усилиями участников Круглого стола  IV республиканского слета приемных родителей.